Воспитание детей: три простых психологических приема для родителей

В нашем обществе, к сожалению, не редкость ситуация: какая-нибудь мама, порой не стесняясь окружающих, с отчаянием говорит или кричит о том, что она “уже не знает, что с ним (ребенком) делать”. И даже может отшлепать ребенка при всех во дворе или в магазине. Со стороны понятно, что случай запущенный, но, к счастью, не безнадежный. Все можно изменить, но только если такая мама, а с ней и папа, начнут изучать основы психологии общения. Иначе ничего само собой не улучшится.

Но, к сожалению, люди не очень-то хотят напрягаться. Проще жить, как жили, и в итоге – все без изменений. Если отважишься дать совет такой маме (она о нем не просит, но очень хочется помочь), нарвешься на сопротивление, а то и на грубость. Грустно понимать, что не можешь ничем помочь таким родителям. Нельзя помочь тому, кто сам этого не хочет. Жаль родителей, но еще больше жаль их ребенка. А все на самом деле очень просто. Масса информации по психологии, воспитанию, общению с ребенком – только бери ее.

Итак, когда мы устанавливаем разумные границы вместо вседозволенности, мы ежедневно стремимся заставить ребенка вести себя так, как “положено”, как приемлемо для самого родителя и для общества. Конфликт разгорается между взрослым “нужно” и детским “не хочу”. Много нервов и  сил тратят взрослые, чтобы добиться от детей нужного поведения. А результаты воспитания часто разочаровывает: чем больше родители «стараются», воспитывают, давят, тем больше дети сопротивляются. Дети только и слышат: “Прибери свои вещи», «Ты сделал домашнее задание?»,  «Мой руки», «Потише, не прыгай на диване» и т.д. Узнаете свои слова? Да, многие из нас именно так общаются с детьми.

Родители часто используют не совсем правильные приемы, чтобы побудить (или заставить) детей выполнять свои требования. Вот главные из них:

  • обвинение: «Почему ты мне ничего не рассказываешь про друзей? ты такой скрытный»
  • осуждение: «Нормальный человек не носит сережку в носу»
  • сравнение: «А вот у тети Маши девочка закончила год на все пятерки, вот молодец»
  • угрозы: «Если ты не будешь звонить мне каждые 30 минут, я тебе устрою веселую жизнь»
  • обзывания: «Бестолочь, болван» и т.д.
  • команды: «А ну сейчас же иди к бабушке и помоги ей – чего расселся?»
  • нотации и морали: «Надо делать так…, не надо делать так…, а то будет так…»
  • предостережения: «Давай аккуратно, осторожно, внимательно» (даже если ребенок идет за хлебом в магазин возле дома)
  • мученические заявления: «Все нервы вытрепали», «на тот свет меня загоните», «жизни с вами нет»
  • сарказм: «Куда это ты вырядился такой нарядный, расфуфыренный? неужели встречаться с девушкой»
  • пророчества: «ничего хорошего не выйдет из этого, вспомнишь мои слова»

Представьте, какую гамму отрицательных эмоций переживает ребенок от всех этих приемов. Какая личность может вырасти в такой семье? Скорее всего, вырастет «дерганый», нервный, осторожный, неуверенный человек. Значит, используя описанные выше приемы, вы вряд ли сделаете ребенка счастливым, уверенным и устойчивым к трудностям жизни.

Я хочу рассказать о психологических приемах позитивного взаимодействия с ребенком. Многие взрослые ими уже пользуются, но чаще всего неосознанно. Осознав эти приемы, взрослый скорее выстроит хорошее общение с ребенком. Среди перечисленных ниже приемов нет универсальных, которые действовали бы всегда, в зависимости от ситуации для каждого ребенка необходим свой индивидуальный прием. Но важно то, что все они создают самоуважение, учат считаться с человеком, чувствовать и откликаться. Вот некоторые психологические приемы, помогающие родителям наладить общение с детьми:

Не ругайтесь, когда вы недовольны ребенком. Вместо этого:

1. Опишите, что вы видите, что нужно исправить:

Неправильно: «Опять включил воду в ванной и не следишь за ней! Хочешь, чтобы нас затопило? Какой ты безответственный!»

Правильно (опишите): «Вода в ванной уже до краев, скоро начнет литься через край!»

Неправильно: «Ты не выводишь собаку целый день. Ты не заслуживаешь собаку, я отдам ее»

Правильно (опишите): «Я вижу, Джек крутится у двери»

Неправильно: «Сколько раз мне нужно говорить, чтобы выключал свет в туалете, когда выходишь оттуда»

Правильно (опишите): «В туалете снова остался зажженным свет»

Важно! Когда детей ругают, им трудно понять, что от них требуют взрослые. Детям легче понять что-то, когда родители описывают нежелательные действия, не задевая самолюбия ребенка.

2. Информируйте о последствиях тех или иных нежелательных действий:

Неправильно: «Кто пил молоко и оставил бутылку на столе?»

Правильно (информируйте): «Дети, молоко скисает, когда его не убирают в холодильник»

Неправильно: «Посмотри на огрызки яблок на твоей кровати. Ведешь себя, как свинья. Противно»

Правильно (информируйте): «Огрызки яблок выбрасывают в мусор, а если их кладут на кровать, то пачкают белье, да и в комнате становится неуютно»

Неправильно: «Тебе никогда не приходило в голову помочь в домашней работе. Привык жить на всем готовом!»

Правильно (информируйте): «Хорошо бы, чтобы ты помог мне накрыть стол для обеда, я бы не так устала в домашней работе и обедали бы быстрее»

Важно! Когда дети знают, какие могут быть последствия, им легче управлять своими действиями.

3. Побудите к действию одним словом вместо длинных разглагольствований:

Неправильно (много текста): «Опять отправляешься, не прихватив с собой завтрак. Ты бы голову забыла, если бы она не была к тебе приделана»

Правильно (одно слово): «Твой завтрак!»

Неправильно (много текста): «Ты обещал ухаживать за кошкой до того, как ее взяли. Уже третий день ты ее не кормишь и не убираешь ее ящик, все надеешься на меня. Это бессовестно»

Правильно (одно слово): «Кошка голодна»

Неправильно (много текста): «Сколько раз тебе говорила, чтобы ты снимала школьное платье, как только придешь со школы. Трудно это понять, что ли? Или тебе приятнее в школу ходить в грязном платье? Неряха какая-то.

Правильно (одно слово): «Лена, платье!»

Попробуйте применить эти психологические приемы на практике. Никто не утверждает, что это просто. Как правило, мы с трудом отказываемся от наших привычек. Вначале есть вероятность сорваться и отругать ребенка, как вы обычно делали. Но если применять правильные приемы, то результат не за горами.

http://gohappy.ru

Другие статьи на эту тему:

Воспитание детей: когда можно говорить “нельзя”

Воспитание детей : вседозволенность или запреты