Искусство любить
Это отрывки из книги Эриха Фромма “Искусство любить”, из книги о любви, понимаемой не как симфония эмоциональных переживаний, не как тонкая сфера межчеловеческих отношений, а как активное ответственное действие.
“Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь – это приятное чувство, испытать которое – дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи.”
“Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе.
Вторая предпосылка отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения, состоит в допущении, что проблема любви – это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви, – или оказаться любимым этим объектом, – трудно.”
“Третье заблуждение, ведущее к убежденности, что в любви ничему не надо учиться, состоит в смешении первоначального чувства влюбленности с устойчивым состоянием пребывания в любви, когда два почти незнакомых человека, какими мы все являемся по отношению друг к другу, вдруг позволяют разделяющей их стене рухнуть и чувствуют, что они стали близки и слились в одно целое. Они все лучше узнают друг друга, их близость все более и более утрачивает чудесный характер, пока, наконец, их антагонизм, их разочарование, их пресыщенность друг другом не убивает то, что осталось от их первоначального волнения. “Помешательство” друг на друге – это всего лишь свидетельство степени их предшествовавшего одиночества.”
“Установка, что ничего нет легче, чем любить, – продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви вопреки подавляющей очевидности противного. Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начиналось бы с таких огромных надежд и ожиданий и которое все же терпело бы крах с такой неизменностью, как любовь. Если бы это касалось какой-либо иной деятельности, люди сделали бы все возможное, чтобы понять причины неудачи, и научились бы поступать наилучшим для данного дела образом – или отказались бы от этой деятельности. Поскольку последнее в отношении любви невозможно, то единственно адекватный способ избежать неудачи в любви – исследовать причины этой неудачи и перейти к изучению смысла любви.”
“Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь – это искусство.”
“ТЕОРИЯ ЛЮБВИ.
Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования.
Человек одарен разумом, он есть жизнь, сознающая себя. Осознание самого себя как отдельной целостности, осознание краткости своей жизни… – все это делает его отдельное, отъединенное существование.”
“Переживание отделенности рождает тревогу, оно является источником всякой тревоги. Быть отделенным значит быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы. Быть отделенным это значит быть беспомощным, неспособным активно владеть миром – вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на меня, а я при этом неспособен противостоять ему. Таким образом, отделенность – это источник напряженной тревоги.”
“Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. ”
“Один путь достижения этой цели составляет все виды оргиастических состояний. Они могут иметь форму транса, в который человек вводит себя сам или с помощью наркотиков. Все формы оргиастического союза характеризуются тремя чертами: они интенсивны; захватывают всю личность; они преходящи и периодичны.”
“В современном западном мире единение с группой представляет собой преобладающий способ преодоления отделенности. В таком союзе индивидуальное «я» исчезает, возникает цель – принадлежность к стаду.
Растущая потребность к уничтожению различий тесно связана с идеей и опытом равенства в том виде, как оно эволюционирует в наиболее развитых обществах.”
“В капиталистическом мире понятие равенства изменилось. Под равенством понимают равенство автоматов: людей, которые лишены индивидуальности. Равенство сегодня означает “тождество” в большей степени, “единство”. Это часть общего стремления к уничтожению различий. Равенство покупается дорогой ценой: женщина становится равной, потому что она больше не отличается от мужчины. Полярная противоположность полов исчезает, и с ней – эротическая любовь, основанная на этой полярности. Мужчина и женщина стали похожими, а не равными, как противоположные полюса.
Современное общество проповедует идеал неиндивидуализированной любви, потому что нуждается в похожих друг на друга человеческих атомах, чтобы сделать их функцией в массовом агрегате, действующей исправно, без трений; чтоб все повиновались одним и тем же приказам, и при этом каждый был бы убежден, что он следует своим собственным желаниям.”
“В добавление к приспособлению, как пути спасения от тревоги, порождаемой одиночеством, следует учитывать другой фактор современной жизни: роль шаблона работы и шаблона развлечений.
Как может человек, захваченный в эту сеть шаблона, не забыть, что он человек, уникальный индивид, тот единственный, кому дан его единственный шанс прожить жизнь, с надеждами и разочарованиями, с печалью и страхом, со стремлением любить и ужасом перед уничтожением и одиночеством?”
“Следующим путем обретения единства является в творческой деятельности, не важно в какой, художника или ремесленника.”
“Единение, достигнутое в созидательной работе, не распространяется на других людей; единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, – преходяще; единение, достигнутое приспособлением – это только псевдоединение. Следовательно, они дают только частичные ответы на проблему существования. Полный ответ – в достижении единства с другим человеком, слияния с ним, то есть в любви. Желание достичь слияния с другим человеком – это самое сильное человеческое стремление.”
“Что же мы понимаем под любовью? Зрелый ответ на экзистенциальный вопрос или говорим о тех незрелых формах любви, которые можно назвать симбиотическим союзом?
Симбиотическое единство имеет свою биологическую модель в отношениях между беременной матерью и ребенком. При психологическом симбиозе тела не связаны друг с другом, но существует сходная психологическая привязанность. Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение (мазохизм). Активная форма симбиотического единства это господство (садизм). Общее для них слияние без интеграции.
В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила.”
“Утверждая, что любовь – это активность о любви, как об активности, мы сталкиваемся с трудностью, заключающейся в двузначности слова “активность”.
Под “активностью”, в современном смысле слова, обычно понимают действия, которые вносят изменения в существующую ситуацию посредством затраты сил. Но в данном случае человек является лишь рабом страсти, и его ” активность” на самом деле есть не что иное как “пассивность”, потому что он подвергается побуждению, как жертва, а не творец. С другой стороны, человек, сидящий спокойно и размышляющий, не имея иной цели кроме осознания себя и своего единства с миром, считается “пассивным”, потому что он не “делает” чего-либо. В действительности, такое состояние сосредоточенной медитации это и есть высшая активность, активность духа, которая возможна только при условии внутренней свободы и независимости.”
“Спиноза проводил различение между аффектами, между активными и пассивными аффектами, “действиями” и “страстями”. В осуществлении активного аффекта человек свободен, он хозяин своего аффекта. В осуществлении пассивного аффекта человек побуждаем чем-то, он объект мотиваций, которых сам не осознает.”
“Любовь – это активность, а не пассивный аффект. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит, прежде всего, отдавать, а не брать.”
“Для человека созидающего акт отдачи – это высшее проявление силы. Область чисто человеческих чувств – важная сфера, в которой осуществляется акт отдачи.”
“Что один человек дает другому? Он отдает себя, самое драгоценное из того, что имеет, свою жизнь. Но это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. Он отдает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нем живого. Этой отдачей своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он дает не для того, чтобы брать; отдача сама по себе составляет острое наслаждение. Но, давая, он не может не вызывать в другом человеке чего-то такого, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он не может не брать то, что дается ему в ответ. Отдача побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь.”
“Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт отдачи, зависит от развития характера человека.
Помимо способности отдавать активный характер любви проявляется в некоторых основополагающих чертах. Это забота, ответственность, уважение и знание.”
“Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.
Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать.”
“Уважение – означает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтобы он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то.”
“Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его мотивом не было заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении.”
“Знание имеет еще одно, и более основательное, отношение к проблеме любви. Изначальная потребность слиться с другим человеком тесно связана с другим специфическим человеческим стремлением – понять «тайну человека».”
“Путь познания “тайны” – это любовь. Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, при котором мое желание познать смягчено единением. Любовь – единственный путь познания, который в акте единения отвечает на мой вопрос. В акте любви, отдачи себя, в акте проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.”
“Необходимым условием для акта любви является и рациональное знание, то есть знание психологии. Чтобы быть в состоянии действительно увидеть другого человека, какой он есть, нужны объективные знания о нем и о себе.”
“Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Это совокупность качеств зрелого человека, то есть такого, который продуктивно развивает свои силы.”
Эрих Фромм, ”Искусство любить”