Воспитание детей: Вседозволенность или запреты?

Вместо того чтобы позволять ребенку все, давая полную свободу, нужно устанавливать разумные границы между взрослым и ребенком. Как решить эту задачу? Для этих целей нужны элементарные знания психологии, которыми должен владеть любой родитель. Взрослому необходимо время от времени задавать себе вопрос: «При каких обстоятельствах этот ребенок мог бы мне понравиться?» Дело в том, что взрослый (родитель, учитель, воспитатель) должны заключать компромиссы с ребенком. Если взрослый будет думать только о том, что ему нравится или не нравится, то, скорее всего, он перестанет обращать внимание на потребности детей,

И, наоборот, есть много современных семей, в которых дают детям слишком много свободы. И это тоже плохо – ребенок становится тираном для собственных родителей. Но в итоге, когда терпение родителей «лопнет», взрослые возместят на ребенке свою агрессию. И когда мы, в конце концов, говорим «нет» ребенку, то делаем это с раздражением. В глазах ребенка это означает: «мама меня больше не любит». Нельзя доходить до этого. Наш долг перед нашими детьми – это вовремя устанавливать границы. И делать это надо, когда мы не потеряли контроль над своими эмоциями и еще испытываем теплые чувства к ребенку, Тогда наше «нет» звучит по-иному. Тогда мы в состоянии и смягчить конфликтную ситуацию, и утешить ребенка, и заключить с ним компромисс.

А еще труднее ситуация, когда, воспитанный в современной семье в атмосфере вседозволенности ребенок идет в гости, в садик, в школу. Там ведь существуют определенные нормы и правила для всех детей, а он считает, что ему можно все – он так привык. Но если в семье его за это не ругали, то общество (школа, садик) ему прощать не будет. Какой это стресс для ребенка! Какой у него внутри конфликт! Он не понимает, что делать. Как правило, воспитатели, учителя, соседи замечают, что ребенок избалован, и жалуются родителям. А те, не задумываясь, решают, что ребенок специально «позорит» их, и спешат высказать ему: «Почему ты так себя ведешь? Нам за тебя стыдно». Хотя до этого момента ребенку разрешалось все, и при этом его любили. А теперь мир для ребенка становится враждебным – ведь родители его не любят, как прежде, потому что он «какой-то не такой».

Хорошо, если взрослые сделают выводы из этого конфликта (мы помним – виноват, прежде всего, взрослый), если вовремя пересмотрят свои отношения с ребенком. Если нет – такой тип воспитания детей может иметь далеко идущие последствия. Вероятнее всего, ребенок вырастет несчастным, или с отклоняющимся поведением, и родителям не испытать никогда радости родительства.

Поэтому – вседозволенность-это безразличие родителей к судьбе своего ребенка, а значит и к своей судьбе. Знание психологии ребенка дают взрослым очевидные преимущества. Понимать потребности детей, их желания и чувства – еще не значит, что им все позволено.

Пример.
Семилетний сын без конца смотрит по телевизору фильмы ужасов или боевики, играет в «стрелялки». Мама против, сын ее не понимает, назревает конфликт. «Правильные» мысли мамы будут такими: «Я знаю, почему мой ребенок так любит смотреть телевизор, но это еще не означает, что я должна ему разрешить это делать. Я знаю, что мой запрет вызовет гнев у ребенка. Гнев этот мне понятен (и по-своему справедлив). Но я не могу разрешить ему то, что для него вредно. Ребенок может и имеет право злиться. Я его понимаю, ведь он не получает желаемое. Но я запрещаю на меня замахиваться, оскорблять, обзывать меня, агрессивно что-то кидать и громить все вокруг». Важно знать: физическая агрессивность детей против родителей так же вредна, как и телесные наказания детей.

Но почему так трудно сдерживать агрессивные чувства? Когда мы видим, что ребенок на нас в обиде, мы кажемся себе тиранами, самыми злыми людьми, не достойными своих детей. А это, согласитесь, невыносимо тяжело.

Если родитель хочет сохранить хорошие отношения с ребенком, он может научиться спокойным тоном и без чувства вины запрещать, требовать, устанавливать границы и говорить «нет». Потому что родитель знает, что любит своего ребенка и, несмотря ни на что настроен по отношению к нему ласково и приветливо.

gohappy.ru

Другие статьи на эту тему:

Воспитание детей: три простых психологических приема для родителей

Воспитание детей: когда можно говорить “нельзя”